Появление первых в России организованных форм занятий физическими упражнениями с инвалидами относится к концу XIX века и связано с созданием благотворительного общества, получившего в 1881 году название «Мариинское Попечительство для призрения слепых», а в 1888 году — «Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых». Создателем и первым председателем Совета Попечительства был известный государственный и общественный деятель России, статс-секретарь Константин Карлович Грот (1815-1897). Попечительство распространило свою деятельность на всю территорию Российской империи; им было открыто 23 училища для слепых детей, главным из которых являлось Александро-Мариинское училище в Санкт-Петербурге. Почти сразу же во всех вновь открываемых учебных заведениях в образовании слепых детей вводилось не только обучение ремеслам, музыке, пению, но и занятия гимнастикой.
Еще в 1893 г. преподаватель Александро-Мариинского училища С. С. Павловский отмечал, что «.. .на гимнастику у слепых должны обращать самое серьезное внимание как на один из важных предметов преподавания, которым улучшается мышечная деятельность и исправляются недостатки в движениях».
Доктор медицины А. И. Скребицкий в начале XX века отмечал важность занятий гимнастикой с детьми-инвалидами по зрению, поскольку: «…слепой ребенок не привык еще управлять своими движениями и ориентироваться, а окружающие не дают ему возможности проявлять эти стремления. Такой ребенок постепенно становится неподвижным, приноравливается к сидячей жизни, а мышцы привыкают к бездействию и лени. Если этому не противодействовать искусственными мерами, подобные наклонности не замедлят отразиться вредным образом и на здоровье слепого ребенка».
В 1872 году во врачебно-гимнастическое общество поступил врачом-консультантом Петр Францевич Лесгафт, а спустя пять лет по предложению Грота в 1886 году «любезно принял на себя» руководство занятиями физическими упражнениями с детьми в Петербургском училище для слепых. П. Ф. Лесгафтом был разработан специальный курс гимнастических занятий и игр, которые соответствовали физическим и психическим особенностям слепого ребёнка. Подопечные Петра Францевича развивались не только физически, но и умственно.
Существенным толчком в развитии адаптивного спорта для лиц с нарушением зрения в нашей стране явилось создание Всероссийского общества слепых (ВОС) в 1924 г. Центральное Правление ВОС (ЦП ВОС), имевшее в тот период достаточное финансирование, взяло на себя все вопросы, связанные с организацией и пропагандой адаптивного спорта в России.
Развитие спорта глухих в России датируется ещё дореволюционным периодом. В 1914 г. в Москве были сформированы спортивные секции для глухих по летним и зимним видам спорта (футболу, лыжным гонкам, конькобежному спорту). Тогда же глухие спортсмены впервые приняли участие в календарных соревнованиях, которые проводила Московская футбольная лига.
После проведения в 1932 году первой Всероссийской спартакиады глухих спортивные соревнования среди инвалидов по слуху в стране стали проводиться на регулярной основе.
Послевоенный период характеризовался большой организационной работой на местах по вовлечению глухих, особенно школьников, в занятия физическими упражнениями и спортом. Проводились первенства городов, областей, страны, сдачи норм БГТО, ГТО.